СССР и Китай: разрыв дружбы в эпоху Мао Цзэдуна (1950-е – 1960-е) – на примере Культурной революции в КНР

Союз, основанный на идеологическом родстве

В начале 1950-х годов СССР и Китай, две страны с коммунистическим строем, объединились идеологическим родством. После победы Коммунистической партии Китая (КПК) в гражданской войне в 1949 году, СССР оказал значительную помощь КНР в становлении новой власти, предоставляя финансовую и техническую поддержку, а также делясь опытом строительства социализма. В феврале 1950 года был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР, что стало символом тесного сотрудничества двух стран.

СССР стал ключевым партнером Китая в процессе модернизации и индустриализации. В этот период были созданы совместные предприятия, советские специалисты оказывали помощь китайским коллегам в различных отраслях, включая промышленность, сельское хозяйство, науку и образование. Важнейшим фактором укрепления союза стала поддержка СССР Китайской Народной Республики на международной арене.

В 1950-е годы между двумя странами активно развивались культурные связи. Советские фильмы, книги и музыка пользовались огромной популярностью в Китае. Студенты из КНР получали образование в советских вузах, а советские преподаватели делились опытом и знаниями с китайскими коллегами. В этот период в Китае появилась мода на “все советское”.

Однако в 1960-е годы между СССР и КНР возникли серьезные разногласия, которые впоследствии привели к идеологическому и политическому расколу.

Раскол: от идеологических разногласий к политическому противостоянию

К середине 1950-х годов в отношениях между СССР и КНР начали появляться трещины. Разногласия стали возникать в вопросах внешней политики, в том числе в отношении США.

Мао Цзэдун считал, что СССР проявил слабость в Карибском кризисе 1962 года, не применив ядерное оружие против США. Китай же призывал к более решительной борьбе с “империализмом” и предлагал свой “путь революции” в мировом масштабе.

Еще одним фактором, усугубившим раскол в отношениях между СССР и Китаем, стало отрицательное восприятие китайской стороной критики сталинизма на XX съезде КПСС в 1956 году. Мао Цзэдун считал, что критика Сталина ослабляет силу коммунистического движения в мире и не соответствует истинным ценностям социализма.

В 1960-е годы между СССР и КНР произошел окончательный разрыв. СССР осудил “культурную революцию”, начатую Мао Цзэдуном, считая ее отходом от марксизма-ленинизма. Мао Цзэдун, в свою очередь, обвинил СССР в “ревизионизме”, т.е. отказе от истинных принципов коммунизма.

Культурная революция стала финальным аккордом в разрыве между двумя державами. Она продемонстрировала не только идеологические разногласия, но и глубокий политический раскол между двумя странами.

2.1. Критика сталинизма и «два лагеря»

Одним из ключевых моментов, поставивших точку в дружеских отношениях СССР и Китая, стала критика сталинизма на XX съезде КПСС в 1956 году. Хрущев, осуждая культ личности Сталина и массовые репрессии, попытался дистанцироваться от сталинского наследия, чтобы реформировать советскую систему.

Мао Цзэдун воспринял критику Сталина как атаку на идеалы коммунизма и как угрозу для мирового коммунистического движения. Он считал, что осуждение Сталина подорвет авторитет СССР в глазах других стран. Мао видел в критике Сталина отход от истинного марксизма-ленинизма и считал, что это может привести к “ревизионизму” и “капиталистической реставрации” в СССР.

Разногласия между СССР и Китаем в отношении к сталинизму привели к появлению концепции “двух лагерей” в мировом коммунистическом движении. СССР представлял собой один лагерь, а Китай – другой. Каждый из них считал себя “истинным хранителем” коммунистических идей.

Разногласия в отношении к Сталину стали символом раскола в коммунистическом движении. Они усилили идеологические разногласия между СССР и Китаем и положили начало их политической конфронтации.

В 1960-е годы идеологические разногласия между СССР и Китаем усилились и привели к окончательному разрыву.

2.2. Великий скачок и его последствия

В 1958 году Мао Цзэдун инициировал политику “Великого скачка”, направленную на ускоренное развитие китайской экономики и переход к коммунизму. Мао видел в этой политике возможность превратить Китай в “великую социалистическую державу” и догнать СССР в развитии.

“Великий скачок” основывался на принципах “народных коммун” – крупных сельскохозяйственных общин, объединявших десятки тысяч крестьян. Цель “коммун” состояла в увеличении производства и улучшении условий жизни крестьянства. Однако реализация этой политики привела к катастрофическим последствиям.

Недостаток опыта в коллективном земледелии, нехватка квалифицированных кадров, переоценка возможностей крестьянства привели к снижению производительности труда, уничтожению животных и падению урожаев. В результате “Великого скачка” в Китае произошла огромная голодовка, унесшая жизни десятков миллионов человек.

По оценкам историков, в период с 1959 по 1961 год от голода погибло от 20 до 43 миллионов китайцев. “Великий скачок” стал трагедией для Китая и показал ошибочность политики Мао Цзэдуна.

СССР отнесся к “Великому скачку” с осторожностью. Советские руководители видели в этой политике отход от законов истории и попытку “создать социализм в одной стране”. СССР отказался предоставлять Китай финансовую и техническую помощь в рамках “Великого скачка”, что усугубило разногласия между двумя странами.

2.3. Карибский кризис: разные взгляды на противостояние с США

Карибский кризис 1962 года, когда мир балансировал на грани ядерной войны, стал отправной точкой для новых разногласий между СССР и Китаем. СССР, по мнению Мао Цзэдуна, проявил слабость в Карибском кризисе, не используя ядерное оружие против США.

Мао Цзэдун считал, что СССР не должен был идти на уступки США и что необходимо было продолжать “революционную борьбу” с “империализмом”. Он видел в Карибском кризисе возможность для Китая укрепить свои позиции в мировом коммунистическом движении и доказать свою “революционную твердость”.

Мао Цзэдун публично критиковал СССР за “умиротворение” США и призывал к “бескомпромиссной борьбе” с “империализмом”. Он считал, что СССР слишком зациклен на “мирном сосуществовании” с Западом и что это приведет к ослаблению мирового коммунистического движения.

Разные взгляды на Карибский кризис стали еще одним признаком раскола между СССР и Китаем. Они продемонстрировали разные стратегии в отношении к США и усугубили идеологические и политические разногласия.

В последующие годы разногласия между СССР и Китаем только усиливались. В 1966 году началась “Культурная революция” в Китае, которая стала финальным аккордом в расколе двух держав.

Культурная революция: идеологическая основа и механизмы реализации

Культурная революция, официально известная как “Великая пролетарская культурная революция”, была общественно-политическим движением в Китайской Народной Республике (КНР), начатым Мао Цзэдуном в 1966 году и продолжавшимся до его смерти в 1976 году.

Мао Цзэдун видел в Культурной революции способ устранить “буржуазные тенденции” в КПК и укрепить свои позиции в партии и государстве. Он считал, что в КПК появилось слишком много “ревизионистов”, стремящихся к “капиталистической реставрации”.

Культурная революция была направлена на то, чтобы устранить любое противодействие власти Мао Цзэдуна.

3.1. «Бороться с буржуазными тенденциями»

Мао Цзэдун утверждал, что в КПК появились “буржуазные тенденции”, которые угрожают социалистическому строительству в Китае. Он обвинял “ревизионистов” в отходе от истинного марксизма-ленинизма и в попытке восстановить капитализм.

Мао Цзэдун утверждал, что “буржуазные тенденции” проявляются в некоторых руководящих кадрах КПК, которые стремятся к личным привилегиям и отходят от “пролетарской диктатуры”. Он считал, что необходимо провести “культурную революцию”, чтобы избавиться от этих “буржуазных элементов” и укрепить власть “пролетариата”.

Культурная революция была направлена на то, чтобы “перевоспитать” общество в соответствии с идеалами Мао Цзэдуна.

3.2. «Красная гвардия» и репрессии

В 1966 году Мао Цзэдун призвал к созданию “Красной гвардии” – массового движения молодежи, которое должно было “бороться с буржуазными тенденциями” и “реставрацией капитализма”.

“Красная гвардия” получила от Мао Цзэдуна полную свободу действий. Молодые люди устроили репрессии против “буржуазных элементов”, включая учителей, интеллигенцию, партийных чиновников и даже свои собственные семьи.

В Китае наступила эпоха хаоса и насилия. Школы были закрыты, библиотеки разграблены, архивы уничтожены. “Красная гвардия” устраивала публичные суды, избивала людей, арестовывала и даже убивала тех, кого считала “врагами революции”.

В результате “Культурной революции” в Китае погибло миллионы людей. Точные данные о числовых потерях неизвестны, но историки считают, что они могут достигать десятков миллионов.

“Культурная революция” стала трагедией для Китая. Она уничтожила культурное наследие страны, подорвала экономику и привела к массовым репрессиям.

Влияние Культурной революции на отношения СССР и Китая

Культурная революция стала финальной точкой в отношениях между СССР и Китаем. СССР осудил “культурную революцию”, считая ее отходом от марксизма-ленинизма.

Мао Цзэдун, в свою очередь, обвинил СССР в “ревизионизме” и отказе от истинных принципов коммунизма. Разногласия между двумя странами достигли критической точки.

4.1. Разрыв дипломатических отношений

В 1960-е годы отношения между СССР и Китаем окончательно разрушились. В 1966 году началась “Культурная революция” в Китае, которая усугубила разногласия между двумя странами.

“Красная гвардия” в Китае атаковала советское посольство в Пекине, а также занималась преследованием советских граждан в Китае.

В 1969 году между СССР и Китаем произошли пограничные инциденты на Уссурийском острове, которые почти привели к войне.

В 1970 году СССР и Китай разорвали дипломатические отношения.

Разрыв между СССР и Китаем стал важным моментом в истории “холодной войны”. Он продемонстрировал раскол в мировом коммунистическом движении и изменил геополитическую ситуацию в мире.

4.2. Идеологическая борьба: «маоизм» против «сталинизма»

Разрыв между СССР и Китаем привел к идеологической конфронтации между “маоизмом” и “сталинизмом”. Мао Цзэдун пытался сформировать свой собственный вариант коммунизма, отличающийся от советской модели. Он считал, что “сталинизм” слишком централизован и бюрократизирован, а СССР отходит от истинных принципов коммунизма.

Мао Цзэдун считал, что “революция” должна проводиться не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве. Он утверждал, что “крестьянство” – это “главная сила революции”, и что “коммунистическое общество” может быть построено только на основе “крестьянской революции”.

Мао Цзэдун также призывал к “бескомпромиссной борьбе” с “империализмом”. Он считал, что СССР слишком зациклен на “мирном сосуществовании” с Западом и что это приведет к ослаблению мирового коммунистического движения.

“Маоизм” отличался от “сталинизма” акцентом на “народную войну”, “культурную революцию” и “крестьянскую революцию”.

“Маоизм” стал одной из важнейших идеологий “нового левого движения” в мире в 1960-е и 1970-е годы. Маоистские движения возникли во многих странах мира, включая Латинскую Америку, Африку и Азию.

Последствия раскола СССР и Китая

Раскол между СССР и Китаем имел серьезные последствия для мировой политики и для двух стран.

Он усилил “холодную войну” и привел к новой геополитической конфигурации.

5.1. Изменение геополитической ситуации

Разрыв между СССР и Китаем привел к значительному изменению геополитической ситуации в мире. СССР и Китай перестали быть союзниками и стали конкурентами за влияние в мировом коммунистическом движении.

В 1970-х годах Китай начал устанавливать отношения с Западом и стал важным фактором в “холодной войне”. Китай поддерживал “третьи страны” в борьбе против “империализма” и стал одним из ключевых игроков в “многополярном мире”.

Разрыв между СССР и Китаем также привел к тому, что “холодная война” стала более сложной и непредсказуемой. В мире появилось больше игроков, а конфликты между “империализмом” и “социализмом” приобрели более непредсказуемый характер.

5.2. Влияние на развитие стран

Раскол между СССР и Китаем оказал значительное влияние на развитие обоих стран.

СССР потерял важного союзника и источник ресурсов. “Культурная революция” в Китае также привела к тому, что СССР потерял доступ к китайскому рынку и к возможности использовать Китай в качестве “плацдарма” для пропаганды коммунистических идей.

Китай, в свою очередь, был лишен поддержки СССР и был вынужден самостоятельно развивать свою экономику и строить свои внешнеполитические отношения. “Культурная революция” привела к дестабилизации китайского общества и к снижению темпов экономического роста.

Однако в долгосрочной перспективе разрыв с СССР дал Китаю возможность самостоятельно развиваться и укрепить свои позиции на мировой арене.

Данная таблица представляет собой краткую хронологию ключевых событий, которые привели к разрыву между СССР и Китаем в период с 1950-х по 1960-е годы. Она поможет вам лучше понять контекст и динамику отношений между двумя странами.

Год Событие Описание
1949 Образование КНР Коммунистическая партия Китая под руководством Мао Цзэдуна побеждает в гражданской войне и провозглашает создание Китайской Народной Республики.
1950 Подписание Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР СССР и КНР формализуют союзнические отношения, что символизирует тесное сотрудничество и взаимопомощь.
1956 XX съезд КПСС, осуждение культа личности Сталина Хрущев выступает с речью о критике Сталина, что вызывает недовольство Мао Цзэдуна, считающего критику Сталина отходом от истинного марксизма-ленинизма.
1958 Начало “Великого скачка” в Китае Мао Цзэдун инициирует политику “Великого скачка”, направленную на ускоренное развитие китайской экономики и переход к коммунизму. Эта политика приводит к катастрофическим последствиям.
1960 Разрыв СССР и КНР по вопросу “Великого скачка” СССР отказывается предоставлять Китаю финансовую и техническую помощь в рамках “Великого скачка”, что усугубляет разногласия между двумя странами.
1962 Карибский кризис Мао Цзэдун обвиняет СССР в слабости в Карибском кризисе и призывает к более решительной борьбе с “империализмом”.
1966 Начало “Культурной революции” в Китае Мао Цзэдун инициирует “Культурную революцию”, направленную на устранение “буржуазных тенденций” в КПК и укрепление своей власти.
1969 Пограничные инциденты между СССР и Китаем Происходят пограничные инциденты на Уссурийском острове, которые почти привели к войне.
1970 Разрыв дипломатических отношений между СССР и КНР СССР и Китай разорвали дипломатические отношения.

Представленная сравнительная таблица поможет вам глубже понять различия между “сталинизмом” и “маоизмом”, двумя вариантами коммунистической идеологии, которые стали причиной раскола между СССР и Китаем.

Характеристика Сталинизм Маоизм
Исторический контекст Сформировался в СССР в 1920-х – 1930-х годах, основываясь на марксистско-ленинской идеологии, но с сильным акцентом на централизацию власти, государственный контроль и культ личности Сталина. Возник в Китае в 1950-х – 1960-х годах, также основываясь на марксистско-ленинской идеологии, но с акцентом на роль крестьянства в революции, “народную войну”, “культурную революцию” и критикой “ревизионизма” СССР.
Роль государства Государство играло определяющую роль в экономике, политике и общественной жизни. Государство также играло центральную роль, но с акцентом на мобилизацию масс, “народные коммуны” и “пролетарскую диктатуру”.
Экономика Централизованная плановая экономика, с большим вниманием к тяжелой промышленности. Акцент на “народных коммунах”, “большом скачке” и ускорении индустриализации.
Политика Авторитарный режим с культами личности, централизованным управлением и сильным контролем над общественной жизнью. Авторитарный режим с централизацией власти, “культурной революцией” и идеологическим контролем.
Внешняя политика Поддерживал “социалистический лагерь” и проводил политику “холодной войны” с Западом. Призывал к “бескомпромиссной борьбе” с “империализмом”, поддерживал “третьи страны” и считал США “главным врагом”.
Влияние Сталинизм оказал значительное влияние на развитие коммунистических движений в мире, особенно в послевоенные годы. “Маоизм” стал одной из важнейших идеологий “нового левого движения” в 1960-х и 1970-х годах, нашедший отклик в многих странах.

FAQ

Конечно, с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

Почему разрушились отношения между СССР и Китаем?

Разрыв между СССР и Китаем был обусловлен рядом факторов, включая:

  • Разногласия в отношении к критике сталинизма на XX съезде КПСС, когда Хрущев осудил культ личности Сталина и массовые репрессии.
  • Разногласия в вопросах внешней политики, в частности в отношении к США.
  • Отношение СССР к “Великому скачку” в Китае, который стал катастрофой для китайской экономики и привел к голоду.
  • Разные взгляды на Карибский кризис, когда СССР пошел на уступки США, что вызвало недовольство Мао Цзэдуна.
  • Культурная революция в Китае, которая стала финальной точкой в разрыве между двумя странами.

Что такое “Культурная революция”?

“Культурная революция”, официально известная как “Великая пролетарская культурная революция”, была общественно-политическим движением в Китае, инициированным Мао Цзэдуном в 1966 году.

Она была направлена на то, чтобы “перевоспитать” китайское общество в соответствии с идеалами Мао Цзэдуна и устранить “буржуазные тенденции” в КПК.

“Культурная революция” была характерна массовыми репрессиями против “буржуазных элементов” и “ревизионистов”, а также хаосом и насилием в китайском обществе.

Какие последствия имел раскол между СССР и Китаем?

Раскол между СССР и Китаем имел серьезные последствия для мировой политики и для двух стран:

  • Он усилил “холодную войну” и привел к новой геополитической конфигурации.
  • Он привел к потере СССР важного союзника и источника ресурсов.
  • Он дал Китаю возможность самостоятельно развиваться и укрепить свои позиции на мировой арене.
  • “Культурная революция” в Китае привела к дестабилизации китайского общества и к снижению темпов экономического роста.
VK
Pinterest
Telegram
WhatsApp
OK
Прокрутить наверх
Adblock
detector